Многие отрасли промышленности используют для различных технологических нужд винтовые компрессоры, которые отличает высокая производительность и надежность. Способность работать непрерывно в течение длительного срока обусловило их широкое использование для судовых рефрижераторных установок и для мобильных компрессорных станций. Немаловажно, что эти механизмы при работе создают мало шума и при этом затраты электроэнергии на получение одного куб. метра воздуха очень невелики, поэтому они используются в химической и медицинской промышленности, где важно, чтобы применяемые машины работали как можно тише.
Устройство винтовых компрессоров довольно простое и, в основном, они состоят из двух, вращающихся в противоположных направлениях винтовых роторов, которые установлены на подшипниках в разъемном корпусе. Стенки корпуса и поверхности ротора образуют рабочие камеры, объем которых при вращении роторов постоянно меняется и перемещается по направлению оси вращения. При всасывании воздух поступает в камеру большого объема, а на выходе этот объем воздуха сжимается, создавая тем самым необходимый напор воздуха. Производительность и равномерность подачи обеспечивается высокой частотой вращения роторов.
Для предотвращения заклинивания роторов и смазки подшипников винтовые компрессоры применяют масло, которое также выполняет функцию отвода тепла и транспортировки воздуха. Образующаяся на выходе из компрессора воздушно - масляная смесь проходит через ресивер и фильтр, где воздух окончательно отделяется от масла и в чистом виде поступает к потребителям. Масло при этом с помощью устройства отвода прокачивается через радиатор охлаждения обратно в корпус компрессора, где охлажденное масло дополнительно производит охлаждение нагретых роторов и подшипников компрессора.
Другой разновидностью винтового компрессора являются так называемые компрессоры сухого сжатия, которые работают без подачи масла в рабочую полость. При их изготовлении необходимо особенно тщательно выдерживать минимальные зазоры между роторами, так как касание их друг друга на высоких оборотах может привести к поломке компрессора, а в то же время слишком большие зазоры приведут к большим утечкам.
Гораздо реже встречаются одновинтовые компрессоры, которые работают в паре с шестернями, подсоединенными к ротору с боков. Компрессоры очень большой производительности могут иметь три винтовых ротора.