По сообщению газеты «Экономика и жизнь», в соответствии с новыми правилами промсборки автомобилей, вступившими в силу в РФ, иностранные фирмы-автопроизводители при обязательном выполнении ряда условий будут освобождены от пошлин на импорт автокомпонентов.
Условия таковы: объем производства на предприятии должен составлять минимум 300000 машин в год, треть всех двигателей для них должна выпускаться на российских предприятиях, а локализация выпуска запчастей до 2020 года должна составить 60%. Причем, речь идет не о фирмах, выпускающих водонагреватели электрического типа – по мнению эксперта консалтинговой группы Frost & Sullivan Сергея Бургазлиева, новые правила писались в интересах крупных отечественных автопроизводителей, в первую очередь АвтоВАЗа и Sollers.
Сегодня в России работают 9 иностранных фирм-автопроизводителей: Renault, Nissan, Sollers (Fiat), Ford, VW, GM, PSA (Peugeot/Citroen), Toyota, Hyundai/KIA. Они уже достаточно вложили средств в российские заводы, но теперь им придется сделать это еще раз – с целью увеличения производственных мощностей, иначе выпускать авто в России им будет невыгодно, потому что за комплектующие для их сборки придется платить столько же, сколько за новые машины, а ведь эти объемы нельзя сравнивать с такими, как установка и монтаж водонагревателей.
Несколько особняком в этой группе стоят Renault и Nissan: их эти проблемы не коснутся, так как они уже скооперировались с АвтоВАЗом и намерены в текущем году выпускать совместно 1000000 автомобилей. Точно также дела обстоят и у Sollers: компания запланировала возведение в Набережных Челнах завода-автогиганта, который будет выпускать до полумиллиона автомобилей в год.
Остальные иностранные компании в спешном порядке ищут выход из сложившейся ситуации и находят его в создании СП с российскими фирмами. Конечно же, для того, чтобы выпустить газовый проточный водонагреватель для квартиры, компаньоны, может, не нужны, а вот с производством автомобилей дела обстоят по-другому.
О своем желании объединиться, еще в начале февраля заявили КамАЗ и Daimler – они намерены совместно выпускать 300000 грузовых автомобилей в год. Вторыми стали Sollers и американский Ford, у которого уже есть один завод в России. Создав СП, они внесут в него свои заводы, в качестве приза получая возможность выполнения требований по объемам выпуска с хорошим стартовым уровнем локализации.
По некоторым данным, в Минэкономразвития и Минпромторге сейчас разрабатывается также проект создания СП Volkswagen с Группой ГАЗ – тоже на основе объединения производственных активов. На легковом производстве ГАЗа будет организован полный цикл выпуска моделей Volkswagen и Skoda с общим объемом производства более 100 000 автомобилей в год. Немецкий партнер подготовит персонал для производства и переподготовит 2500 сотрудников ГАЗа. По словам гендиректора Volkswagen Group Rus Маркуса Озеговича, в Калуге будет расширено производство Volkswagen Polo седан, также намечается запуск новых моделей. В феврале Группа ГАЗ заключила также с General Motors соглашение о сборке 30000 Chevrolet Aveo в год. Производство машин будет начато в 2012 г.
General Motors и калининградский «Автотор» также рассматривают возможность создания альянса. Руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов считает, что «поголовное создание СП» – вполне ожидаемый эффект после принятия новых правил промсборки.