Факторинг представляет собой финансовую комиссионную операцию, при которой клиент вступает в дебиторскую задолженность перед факторинговой компанией. Эта операция позволяет решать целый комплекс задач по незамедлительному получению большей части платежа, на снижение расходов при ведении счетов, гарантию погашения всей задолженности.
Клиентом обычно является поставщик, который уступает факторинговой компании или фактору право на получение платежа за оказанные услуги или поставленные товары. Факторинговая компания незамедлительно оплачивает клиенту до 90% суммы в виде кредита, а ее остаток (минус процент за кредит и факторинговую комиссию за услуги) клиент получает после взыскания долга. Нужно отметить, что факторинг первоначально возник в качестве операции торговых посредников, после чего приобрел вид кредитования.
Операция факторинга предусматривает участие трех сторон: фактора (банка) – покупателя требования; клиента (кредитора, поставщика товара) – промышленной или торговой фирмы, заключившей соглашение с банком, и плательщика (заемщика) – фирмы-покупателя товара с отсрочкой платежа.
Сейчас факторинг работает следующим образом. Как только будет поставлен товар (или оказана услуга) поставщиком, фактор (специализированная компания или банк) выплачивает в качестве аванса до 80% от причитающейся суммы продавцу. Товар получает покупатель. Затем продавцу выплачиваются оставшиеся средства в день оплаты должником счетов перед банком.
Основная задача факторинга заключается в организации взаимоотношения поставщика с покупателями так, чтобы поставщик мог давать своим клиентам отсрочки платежа при отсутствии дефицита своих оборотных средств.
Факторинг имеет определенные преимущества. В последнее время он применяется в качестве как мощного инструмента борьбы против конкурентов. Организации, которые применяют услуги факторинговых компаний, предоставляют весомые отсрочки платежей за собственные услуги и товары, устраняя с помощью факторинга возникающие в поступлениях провалы.
Факторинга предоставляет поставщику возможность увеличения объема продаж и числа покупателей, предоставляя покупателю льготные условия по оплате товара (отсрочку) с надежной гарантией, а также позволяет получить кредит до 90% от стоимости желаемого товара, что ускоряет оборачиваемость средств.